Памяти — Усопшаго Протоіерея О. Иринея Ивановича Ханата

Послѣ продолжительной болезни на 77 году своей жизни скончался въ Чертежномъ 23-го августа (н. с.) 1934 г. вечеромъ одинъ изъ лучшихъ сыновей Карпатской Руси—благочинный протоіерей о. Ириней Ивановичъ Ханатъ. Покойный до смерти изъ радикальнѣйшихъ безкомпромиссныхъ карпаторусскихъ остался вѣрнымъ русской идеѣ, ради которой онъ, какъ одинъ изъ патріотовъ, не жалѣлъ разстаться даже со своими самыми близкими друзьями. Его мы видимъ повсюду среди первыхъ карпаторусскихъ культурно-просвѣтительныхъ дѣятелей. Онъ былъ одинъ изъ членовъ основателей О-ва им. А. В. Духновича и умеръ, какъ почетный его членъ. Дальше, онъ являлся пожизненнымъ членомъ Центральной Русской Народной Рады, почетнымъ членомъ О. К. С. «Возрожденіе», почетнымъ членомъ О. К. П. С. «Проломъ» и др. Въ этихъ организаціяхъ онъ являлся искренней не только моральной но и матеріальной опорой во всяческихъ національныхъ подвигахъ. Ради болѣе близкаго ознакомленія съ покойнымъ о Иринеемъ нельзя не коснуться его жизнеописанія.

Протоіерей о. Ириней Ивановичъ Ханатъ родился въ Якубянахъ (окр. Старая Любовня) дня 14 октября (н. с.) 1857 года. Отецъ его былъ священникомъ—мать изъ рода Скородинскихъ—Антонія. Элементарныя и среднюю школу окончилъ въ Левочѣ съ добрымъ успѣхомъ, потомъ былъ принятъ пряшевскимъ гр. кат. еп. Николаемъ (Товтъ) въ составъ клира и посланъ имъ въ богословскую римо-кат. семинарію въ Остригомъ, гдѣ прожилъ всего два года.

Въ Остригомѣ онъ изъ-за русскаго національная сознанія имѣлъ нѣсколько столкновеній не только съ своими товарищами—мадьярами (Зишка, Гомола, Кубица, Ратиморскій-Вайда и др.), но и съ начальствомъ—профессорами (Гетьей— позже римо-кат. еп. въ Пейчѣ). Вышеупомянутые славцкіе ренегаты никакъ не хотѣли допустить его русское происхожденіе, а начальство запретило ему даже выписку такого двухнедѣльнаго журнальчика, какъ «Карпатъ», органъ гр. к. мукачевскаго епископа, который появлялся только въ первой половинѣ на русскомъ а во второй мадьярскомъ языкѣ. Этотъ національпый конфлмктъ довелъ до того, что его чуть не выбросили изъ семинаріи; онъ даже уже готовился перейти въ сербскую будинскую православную семинарію. Однако конфликтъ ликвидировался примиреніемъ: начальство запретило семинаристамъ провоцировать его, хотя одновременно подало о немъ плохія информации еп. Товту, который грозилъ ему выключеніемъ его изъ списка клира и въ наказаніе онъ опять былъ посланъ туда, такъ, что онъ и второй курсъ окончилъ тамъ-же съ отличіемъ. Третій курсъ кончилъ въ Ужгородѣ а четвертый въ Пряшевѣ въ 1881 г. Въ пряшевской семинаріи конфисковали отъ него православный книги (новую Скрижаль и пр.), изъ за чего опять имѣлъ непріятности. Въ этомъ же (1881) году умеръ его отецъ.

о. Про.Ханатъ

Въ 1882 г. Ириней Ивановичъ женился на Иринѣ Ант. Вислоцкой, дочери священника въ Орликѣ. Но такъ какъ въ этомъ году умеръ еп. Товтъ и насталъ т. наз. “annus lucsus,” онъ долженъ былъ ожидать назначеніе новаго епископа въ лицѣ Іоанна Вальи, настоящаго мадьяра (происходившаго изъ кальвинской семьи), который рукоположилъ его въ священники 3 декабря 1883 г. Послѣ того о. Ириней сейчасъ же былъ назначенъ въ сотрудники къ старому настоятелю о. Гавріилу Тизеди (раньше «Десятникъ») въ родное село Якубяны. Послѣ 5 мѣсячной службы въ Якубянахъ онъ былъ назначенъ въ настоятели въ село Кремпахъ (окр. Стар. Любовня), гдѣ онъ пробылъ почти 16 лѣтъ. Въ Кремпахѣ о. Ириней отпустилъ бороду, хоронилъ покойниковъ въ камилавкѣ и пр. служилъ по православному. Тогда уже въ Годермаркѣ на собраніи онъ публично читалъ «Вѣрую» по православному безъ “filioque.” Какъ видно, тогда еще его коллеги не были такими папистами, какъ нынѣшше уніаты, ибо даже доносовъ не послѣдовало.

Въ Кремпахѣ о. Ириней имѣлъ столкновеніе съ рим. кат. плебаномъ Францомъ Габеромъ изъ Мнишка изъ-за папской «туфли» (папучъ) и под. На доносъ плебана было слѣдствіе, которое окончилось благополучно для о. Иринея; еп. Вальи даже похвалилъ его за то, что онъ ревно защищаетъ свой Восточный обрядъ и только велѣлъ его изреченіе относительно папской туфли взять обратно.

Въ началѣ 1899 г. умеръ пок. о. Юлій Ив. Ставровскій-Попрадовъ, настоятель чертежнянскій. На его мѣсто былъ назначенъ пок. Адольфомъ Ив. Добрянскимъ, помѣщикомъ и попечителемъ чертежнянской церкви, о. Ириней Ивановичъ. Это назначеніе было очень не по вкусу еп. Вальи, но такъ какъ каноническихъ причинъ не было противъ его назначенія, епископъ назначеніе долженъ былъ взять къ свѣдѣшю. Итакъ въ 1900 г. онъ занялъ приходъ въ Чертежномъ.

Въ слѣдующемъ году, т. е. 19 марта 1901 г. скончался знаменитый русскій патріотъ и славянинъ Адольфъ Ив. Добрянскій въ Инсбрукѣ. По желанію онъ былъ перевезенъ въ Чертежное, гдѣ о. Ириней постарался собрать 12 священниковъ для торжественныхъ похоронъ творца карпаторусской исторіи Адольфа Ивановича. На этихъ похоронахъ, между прочимъ, прощальную рѣчь произнесъ пок. о. Владимірь Ройковичъ, а надъ могилой потомъ пок. Ѳеофилъ Ѳеоф. Дудыкевичъ, нынѣшній сенаторъ Илларюнъ Юр. Цуркановичъ и студентъ—булгаринъ Ст. Цанковъ. Печальное торжество прошло достойнымъ образомъ, но мадьярскіе олигархи не забыли о. Иринею это до самой Всемірной войны.

Въ 1914 г. о. Ириней, послѣ мѣсячнаго тюремнаго заключенія былъ выпущенъ на свободу. Но во время отступленія русскихъ, съ которыми о. Ириней провелъ двѣ недѣли, его отправили въ Яслиска (Галиція), потомъ въ Рымановъ, оттуда обратно въ Гадвань, въ Гуменное, въ Кошицы, а потомъ въ Пейчъ (Funfkircken), откуда послѣ четырехъ мѣсячнаго заключенія его поставили въ Михаловцахъ передъ военный судъ, который, не найдя причинъ, оправдалъ его. Всего о. Ириней провелъ въ ареста 130 дней и подъ эскортомъ 15, итого 145 дней. (Подробныя справки о преслѣдовашяхъ о. Иринея Ивановича читатель найдетъ въ его письмѣ Д-ру С. А. Фенцику).

Итакъ о. Ириней дождался распада Австро-Венгріи и освобожденія Карпатской Руси изъ подъ тысячелѣтняго угнетенія и рабства.

Съ ликвидаціей войны о. Ириней «почувствовалъ, что придетъ очередь и на церковь и нужно будетъ приготовляться и среди уніатовъ къ принятію св. Православія. «Впрочемъ я никогда не проповѣдывалъ ничего о римскихъ папахъ, даже не поминалъ ихъ по имени, а обходилъ всегда этотъ вопросъ какъ нибудь, пока не нашлись и здѣсь іюды, доносившіе на меня декану Іоанну Ставровскому въ Табурѣ, аонъ, конечно, поспѣшилъ докладывать бискупу Гойдичу, который потомъ всѣми силами стремился меня послать или въ отставку, или же на другой приходъ (въ Бокшу), на что я избралъ единственно правильную точку: св. Православіе, къ которому я издавна стремился’ для него я отпустилъ бороду, изучалъ обряды и пр., хотя прекрасно зналъ, что съ православіемъ придется мнѣ разстаться со всѣми удобствами, находящимися въ уніатской церкви и. . .» и съ старыми друзьями. Итакъ, никто не можетъ упрекать его въ какомъ то тщеславіи, или подозревать въ матеріальныхь выгодахъ, напрасно искаемыхъ у православныхъ. Вмѣсто матеріальныхъ выгодъ нашелъ о. Ириней среди православныхъ «несравненно большое: уваженіе, привязанность и братскую любовь, съ которой всѣ относились ко мне. . .», величая его своимъ «патріархомъ», потому что онъ былъ самымъ старшимъ прав, священникомъ въ мукачево-пряшевской єпархій.

Послѣ возвращенія въ св. Православіе (15 марта 1930 г.) о. Ириней остался настоятелемъ православнаго прихода въ Чертежномъ, гдѣ и умеръ 23 августа 1934 г. Похороны состоялись въ воскресеніе—26 с. м. до обѣда. (Подробнее читатель найдетъ въ описаніи похоронъ!)

Дѣтей у покойнаго было 6 (4 дочери и 2 сыны), изъ нихъ одна дочь (замужная) умерла въ Мадьяріи, оставивъ 5 сыновей, а одинъ сынъ умеръ еще раньше, имѣя всего 17 1/2 лѣтъ супруга его умерла въ Чертежномъ въ 1822 г.

Покойный Протоіерей о. Ириней вызначался, какъ хорошій, точный и аккуратный совѣтникъ населенія, изъ-за чего особенно простонародье чрезвычайно полюбило его. О немъ повсюду говорится, какъ о былыхъ доброчинныхъ богатыряхъ. Его перу принадлежитъ масса статей національнаго характера, опубликованныхъ, послѣ переворота, особенно въ «Народной Газетѣ» въ Пряшевѣ. Онъ былъ однымъ изъ примѣрныхъ работниковъ на нивѣ культурно-національной, такъ, что духъ его будетъ живъ подъ Карпатами во вѣки.

Да будетъ вечная память борцу правды, мира и любови!

И. С. Буковскій.
memorialend

[BACK]