Меморандум Собора — Двѣнадцати Православныхъ Епископовъ Россійскаго Патріархата Объ Установленіи Автокефаліи Православной Церкви Въ Варшавскомъ Митрополичьемъ Округѣ, Входящемъ Нынѣ Въ Составъ Польскаго Государства.

1922 года, 20 августа, на соборѣ присутны были: 1) Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій, 2) Евлогій, Митрополитъ русскихъ православныхъ церквей въ Западной Европѣ, 3) Анастасій, Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій, 4) Ѳеофанъ, Архіепископъ Полтавскій и Переяславскій, 5) Ѳеофанъ, Епископъ Курскій и Обоянскій, 6) Ермогенъ, Епископъ Екатеринославскій и Новомосковскій, 7) Гавріилъ, Епископъ Челябинскій и Троицкій, 8) Сергій, Епископъ Черноморскій и Новороссійскій, 9) Михаилъ, Епископъ Александровскій, 10) Даміанъ, Епископъ Царицынскій, 11) Векіаминъ, Епископъ Севастопольскій и 12) Серафимъ, Епископъ Лубенскій.

Ознакомившись съ положеніемъ церковныхъ справъ въ Варшавскомъ Митрополичьемъ округѣ на основаніи документальныхъ данныхъ, единогласно признали: что Автокефалія православной церкви въ Варшавскомъ Митрополичьемъ округѣ, входящемъ нынѣ въ составъ Польского Государства, не може быти допущена въ силу нижеслѣдующихъ положеній.

1. — По законамъ церковнымъ, автокефалія якой либо церкви може быти введена не инакше, якъ съ согласія и благословенія той церкви, въ составъ которой она перше входила. Межи тѣмъ Св. Патріархъ Московскій и всея Россіи Тихонъ рѣшучо высказался противъ автокефаліи православной Церкви въ польскомъ государствѣ.

На ходатайство о семъ Митрополита Варшавского Георгія и Епископа Кременецкого Діонисія черезъ польского государственного представителя въ Москвѣ, г. Филипповича, Патріархъ отповѣлъ письменно, что «Священныи каноны нашей церкви предусматриваютъ автокефалію только для особныхъ самостоятельныхъ на родовъ».

2. — Для введенія автокефаліи треба согласіе большинства Епископата. Но большинство Епископовъ Православной Церкви въ Польшѣ, не боячись репрессій, выступили противъ автокефаліи Православной Церкви въ Польскомъ Государствѣ, яко гибельного для мѣстной церкви крока; изъ 6 епископовъ только двое — Митрополитъ Георгій и епископъ Діонисій дали согласіе на автокефалію, а четверо — высказались противъ неи, а именно: 1) Елевферій, Архіеп. Литовскій и Виленскій, 2) Владиміръ, Епископъ Бѣлостокскій, управляющей Гродненской епархіей, 3) Пантелеимонъ, Епископъ Пинскій и Новогрудскій, и 4) Сергій, Епископъ Бѣльскій, управляющій Холмской Епархіей.

3. — Противъ автокефаліи высказались духовенство и церковный народъ. Такіи именно постановленія вынесены: (а) на съѣздѣ представителей православныхъ приходовъ всей Польши въ Варшавѣ въ Сентябрѣ прошлого 1921 г.; (б) на Волынскомъ Епархіальномъ Собраніи клира и мірянъ въ Почаесвкой Лаврѣ въ Октябрѣ 1921 г.; (в) и (г) — на епархіальныхъ Литовскомъ и Гродненскомъ собраніяхъ въ іюнѣ-іюлѣ сего 1922 года. Не могли высказатися на епархіальныхъ съѣздахъ только двѣ малочисленныхъ епархіи — 1) вновь образовавшаяся Пинско-Новогрудская, лишенная своего главы-архипастыря и 2) разгромленная католика Холмская епархія. Тамъ изъ 330 православныхъ приходовъ нынѣ осталось всего лишь 26, а прочіи приходы упразднены и большинство церквей или обращены въ католическіи костелы (въ томъ числѣ и Холмскій Каѳедральный древній соборъ, или розрушены, спалены, вообще уничтожены.

— Чтобы искусственно собрати большинство голосовъ за автокефалію, былъ посвященый двома епископами (митрополитомъ Георгіемъ и епископомъ Діонисіемъ) во епископа Люблинского единомышленный Митрополиту Георгію Архимандритъ Александръ.



[BACK]