Поодинокіи Группы Русского Народа въ Прикарпатью — В. П. Гладикъ

Въ каждомъ великомъ народѣ въ продолженіи рѣковъ, подъ вліяніемъ внѣшнихъ и внутреннихъ обстоятельствъ, вытворились поодинокіи племена, вѣтви и группы отрѣжняющіися между собою мѣстнымъ говоромъ, народными пѣснями, одеждою, способомъ устройства своихъ хатъ, характеромъ и т. и.

На такіи племена, вѣтви и группы роздѣляесь и великій русскій народъ. Головныхъ племенъ или вѣтвей имѣетъ русскій народъ три: великорусское, бѣлорусское и малорусское. Понятно, що всѣ тѣ три племена не роздѣляются межь собою ни этнографично, ни исторично, они становлятъ, якъ нѣкоторы историки выражаются „три-единую Русь”.

Назвы Великая — Бѣдая — Малая — Русь не походятъ отъ русского народа а выдумали ихъ его сусѣды. Русскій народъ отъ непамятныхъ часовъ называлъ себе только русскимъ и такъ и теперь себе называе.

Назву: Великая и Мала Русь, твердять нѣкоторы историки, выдумали татары. Малого Русью татары называли нѣкоторы области южной Россіи потому, що имъ удалось тѣ области завоевали, — великой Русью татары называли полночи, части нынѣшной Россіи, которой границъ татары не знали. О названіи: Бѣлая Русь — есть много сдогадовъ. Напримѣръ говорятъ що московски цари называли русскихъ жителей нынѣшной Вѣлой Руси — бѣлыми (чистыми) для того, що они твердо держалися православной вѣры и русской народности, — отъ того вытворилось и названіе „бѣлый русскій царь.”

Говорятъ также, що русскихъ жителей нынѣпшой Вѣло-россіи называли сусѣды „бѣлый” для того, що между ними было много блондиновъ — съ бѣлявымъ волосьемъ. (Въ Америкѣ называютъ часто айришовъ „редъ-гейръ” — червоно-волосыми, ибо между ними часто встрѣчаются рудоволосы).

Снова каждое племя дѣлится на поодинокіи группы.

Часть русского народа жіющого въ Прикарпатьи належитъ до Малорусского племени и роздѣляесь на поодинокіи группы.

И такъ на найдальше на заладъ высуненой русской земли вздолжъ Карпатъ и по обохъ ихъ склонахъ жіе группа русского народа извѣстна подъ именемъ


ЛЕМКИ

Тая группа русского народа получила названіе „Лемковъ” отъ своихъ сусѣдовъ отъ слова „лемъ” которое употребляеся въ значенію русского слова „только — лишь”. Съ того вытворилась и назва Лемковская Русь.

Исторія доказуе, що лемки жіютъ въ нынѣшной Лемковской Руси отъ непамятныхъ врзменъ. Въ старину земля русскихъ лемковъ сягала на полудни чуть-ли не до Дуная, а о томъ говорятъ, до нашихъ временъ заховавшіися, народны пѣсни о Дунаю якъ: „Подумай, подумай, якъ идешъ за Дунай”, — „Дунаю, Дунаю чиста твоя вода”, и много другихъ. — На западѣ Лемковская Русь сѣгала до Татеръ, вблизи котодрыхъ и до днесь остались русскіи села и останки когда то славного Червенного Монастыря побудованного 1319 г., розвалины которого до днесь торчатъ на берегахъ рѣки Дунайця, собирающого свои воды изъ восточно-полночныхъ Татеръ. Съ полночи границы досягалъ Вислы.

Однакъ подъ напоромъ съ полудня мадьяровъ, съ запада чехо-словаковъ а съ полночи поляковъ — границы Лемковской Руси постепенно сужались, русское населеніе мадьярщилось, словаччилось и полячилось, и съ тѣмъ и русская земля съ русскими городами и селами тратила русскій обликъ и до нашихъ временъ дошли только прискорбный воспоминанія о когда то просторой Лемковской Руси.

Якъ уже высше сказано, Лемковская Русь розположена вздолжъ Карпатъ и по обохъ ихъ склонахъ въ Галичинѣ и нынѣшной Словакіи. Въ Галичинѣ найдальше на западъ высунены русскіи селенія сягаютъ за рѣку Попрадъ и перевалъ того-же имени а именно села — Бѣла Вода, Чорна Вода, Шляхтова и Яворки. Отъ мѣсточка Пивнична надъ Попрадомъ границя между лемками и поляками иде къ востоку ажъ къ рѣкѣ Санъ. На Галицкой сторонѣ лемки жіютъ компактною массою — не смѣшаны съ поляками, между рѣками, на западѣ Дунаецъ и Попрадъ, а на востокѣ рѣка Санъ. Между рѣками Вислокомъ и Саномъ къ полночи отъ линіи становлячой границу между поляками и лемками, находится нѣсколько русско-лемковскихъ оазъ, т. е. такіи села, которы изъ всѣхъ сторонъ окружены селами польскими.

На полудневыхъ склонахъ Карпатъ — границы Лемковской Руси на Западѣ сягаютъ за Попрадъ чуть ли не до Татеръ. Тамъ найдальше на западѣ лежащіи русскіи села суть Кремпахъ, Остурня, Якубаны, Яворина и др. — На полудне русскіи села розположены надъ теченіями и жерелами рѣкъ вливаючихся до Тисы якъ Ториса, Топля, Ондава и др. Ни въ западной части ни въ полудневой точно границы Лемковской Руси провести не можна ибо тамъ русскіи села помѣшаны съ словацкими, мадьярскими и нѣмецкими.

Тая часть Карпатъ, которая отграничаетъ галицкихъ лемковъ отъ лемковъ угорскихъ называется Бескиды. Тутъ горы всюда доступны, высокость ихъ не перевысшае 1,000 стопъ. Бескиды перетинаютъ провалы Попрадскій, Дуклянскій и Лупковскій, Черезъ провалы Попрадскій и Лупковскій проведена желѣзна дорога. Кромѣ того черезъ Бескиды иде много дорогъ, которыми можна свободно переѣзджати фѣрами. Дорогою съ Тылича къ Снакову въ 1262 г., якъ намъ передае исторія, переходилъ съ своими войсками славный галицкій князь Даніилъ; черезъ Дуклянскій провалъ въ 1848 г. переходилъ на Угорщину съ своими войсками русскій царь Николай І.

Якъ жили и якъ управляли лемки собою въ тѣхъ часахъ, коли къ нимъ приходилъ князь Данило — тое покрыто стариною.

Численность русскихъ Лемковъ въ старину можна собѣ представити хотяй бы съ того, що въ 1660 г., перемышльскій римо-католицкій бискупъ Сазмановскій писалъ папѣ Александру ѴІ., що русская діоцезія въ Перемышли состоитъ изъ 3760 священниковъ и сверхъ 3,000,000 душъ. Посля церковной статистики съ 1914 г., діоцезія тая числила только 1,250,492 душъ. Добавити слѣдуе, що перемышльска діоцезія состоитъ переважно изъ русскихъ-лемковскихъ приходовъ. Понятно, що большая часть лемковъ въ Галичинѣ подлегла слатинщенью и ополяченью.

Подобно, значно уменьшилось число русскихъ лемковъ жіющихъ въ нынѣшной Словакіи — давной Венгріи. Тамъ они подъ давленіемъ мадьяръ мадьяризовались, а отчасти и словаччились.

Въ настоящую пору число русскихъ лемковъ выноситъ около полъ милліона. Съ того сверхъ 200,000 жіе на Галицкой сторонѣ и около 250,000 въ нынѣшной Словакіи.

Якъ на галицкой сторонѣ Лемковской Руси такъ и на Угорской Руси или же Чехословацкой — русскіи лемки называютъ себе „руснаками”, свои села русскими, церкви тоже русскими, и бесѣду свою лемки называютъ также русскою.

Лемки жіючіи на полудневомъ склонѣ Карпатъ — Бескидовъ — въ нинѣшной Словакіи называютъ себе также послѣ жупъ — столиць въ которнхъ жіютъ: спишаками, шаришчанами, земплинчанами, авающанами, гемерчаками и пр. — Лемвовъ жіючихъ на полудневнхъ окраинахъ Лемковской Руси особенно на верховинахъ рѣки Ондавн называютъ крайняками.


БОЙКИ

На верховинахъ рѣкъ Днѣстра, Стрыя, Опира и Свѣчи, жіе группа русскихъ верховинцевъ которыхъ называютъ бойками. Отъ чого пошла тая назва не извѣстно. Отъ окружающихъ сусѣдовъ бойки отличаются своимъ мѣстннмъ говоромъ, звычаями, будовлею хатъ и церквей. Бойки жіютъ переважно на верховинахъ Карпатъ которы они и называютъ „Верховиною” а отъ того и себе называютъ „верховинцями”.

На заходѣ бойки отграничены отъ т. зв. волоскихъ селъ, якіи становлятъ переходъ отъ лемковъ къ бойкамъ. — Волоскіи селенія находятся межи верховинами Сана и Днѣстра въ Сяноччинѣ. Сохранившіися до нашихъ часовъ записы доказуютъ, що волоскіи села били колонизованы далеко позднѣйше, якъ села лемковъ и бойковъ. Посля переданя 10 изъ волоскихъ селъ: Близянка, Гвоздянка, Красне, Бонаровка, Опаровка, Рѣпникъ, Петрова Воля, Булька Братковска, Вуглянка и Чорнорѣки били основаны козаками взятыми въ плѣнъ при Польщи.

На всходъ отъ Бойковъ — за Чорнымъ лѣсомъ въ части Вескида Высокого жіе группа русскихъ горцецъ которы называютъ себе гуцулами.


ГУЦУЛЫ

называютъ себе также Чорногорцями, жіютъ по обохъ сторонахъ карпатского хребта. Въ Галичинѣ гуцулы жіютъ переважно въ селахъ: Пасѣчна, Вышковъ Пневое, Стрымба, Лоева, Делятинъ, Лугъ, Зарѣчье, Дора, Микуличинъ, Ямне, Ворохта, Яблоница, Бѣлыи Ославы, Чорніи Осдавы, Чорный Потокъ, Березовъ Выжній, Березовъ Нижній, Текуча, Смачъ, Брустуры, Шешоры, Провурава, Пѣсинъ, Рѣчка, Яворовъ, Соколовка, Бабинъ Коссовъ, Монастыроко, Москальовка, Городъ, Жабье, Ясеновъ, Уторопы, Акрышоры, Коловы, Гринова, Долгополе, Полянки, Стебне, Перехрестне, Барвинкова, Устьерѣки, Бѣлоберезка Хороева, Розтоки, Роженъ Великій, Тюдьевъ, Роженъ Малый, Шипотъ и Изворъ.


БЕЛ3АНЕ

На правомъ порѣчью середного Сана поза выжины Розточа, жіе группа русскихъ хлѣборобовъ, которыхъ называютъ отъ мѣсточка Белза — белзанами. Въ ХѴІІ вѣку тутъ поселилось значное число взятыхъ въ плѣнъ татаръ, якіи сжились съ мѣстнымъ населеніемъ и днесь нѣтъ по нихъ и слѣда.


БУЖАНЕ

Въ долинѣ и верховинахъ жіе старинная группа русского народа, котарая отъ рѣки Буга называесь бужанами. Бужановъ называтъ также полешуками и лапотниками.


ПОДОЛЯНЕ

Русскихъ жителей вост. Галичины а также Подолья, жіючихъ на ровнинахъ называютъ подолянами или подоляками.

Надъ Днѣстромъ жіютъ Побережцѣ, надъ горѣшнымъ Серетомъ волыняне.

Кромѣ высше наведенныхъ группъ, суть еще по меньшіи тѣ маютъ исключительно мѣстный характеръ, напримѣръ въ Угорской Руси — сотаки вымовляючіи букву „ш” якъ „с”, лишаки ” отъ слова „лишь” — подобно якъ лемки отъ слова „лемъ”. Мараморощане — жители сараморошской жупы и др.


В. П. ГЛАДИКЪ.

—————o—————



[BACK]